- Диспозиции
- фиксированные социальным опытом человека его предрасположенности к определенному восприятию условий деятельности и к определенным действиям в данных условиях; формы психологической готовности человека к той или иной направленности его социальной активности в определенных ситуациях, внутренние психологические регуляторы этой направленности ценностные ориентации (см.) и социальные установки всех уровней обобщенности и конкретности (убеждения, интересы, стремления, склонности, желания, влечения и т. п.). Согласно диспозиционной концепции генезис Д. начинается с первой «встречи» актуализировавшейся потребности с реальными условиями для ее удовлетворения. При неоднократном сочетании актуальной потребности и определенных ситуаций ее удовлетворения у субъекта формируются соответствующие фиксированные Д., впоследствии оказывающие на поведение человека в аналогичных ситуациях опосредованное ориентирующее влияние.
Непосредственно направленность конкретных действий человека в конкретной ситуации регулирует актуальная диспозиция. Она формируется в самой ситуации поведения во взаимодействии актуализировавшейся потребности, сформировавшихся ранее на ее основе фиксированных Д. и тех личностных потенций (навыков, умений, способностей и т. п.), которые могут реализоваться в данной ситуации. Сложность этого взаимодействия, а тем самым и прогнозирования его результатов, обусловливается не только влиянием потенциала личности, но еще и сложной структурированностью фиксированных Д. Они структурируются как в силу неравенства уровней обобщенности порождающих их потребностей и условий деятельности, так и в силу различий психологической природы и внутреннего строения когнитивной и эмотивной подсистем этих Д. Их когнитивную подсистему составляют все мысли (представления, мнения, идеи) человека об объектах его потребностей и условиях их удовлетворения. Сюда относятся не столько описательные (дескриптивные) суждения о соответствующих объектах и ситуациях, сколько нормативные (прескриптивные), предписывающие должные или желательные действия субъекта и состояния объектов, и оценочные суждения: об объектах потребностей и условиях деятельности (в какой мере они важны, полезны, познаваемы и т. п.); об описательных суждениях (в какой мере они истинны, осмыслены, непротиворечивы, адекватны и т. п.); о нормативных суждениях и нормах, действиях, предписываемых ими (моральны ли они, справедливы ли, прогрессивны ли, правомерны ли, эффективны ли и т. д.); о самих оценочных суждениях (в какой мере сами оценки правильны, объективны, точны, важны и т. п.). Когнитивные компоненты актуальных Д. отличаются от аналогичных компонентов фиксированных Д. преимущественно предельной степенью конкретизации. Эмотивные компоненты соответствующих Д. различаются не только этим. То, что в актуальных Д. есть эмоции, то в фиксированных Д. есть трансформированные, опредмеченные потребности, потребности-мотивы. Совокупность всех таких потребностей и образует эмотивную подсистему фиксированных Д. Объектная структура этой подсистемы образуется иерархией условий деятельности, а субъектная-сугубо личностной иерархией потребностей по их относительной эмоциональной значимости для жизни данного субъекта, по их влиянию на его удовлетворенность и неудовлетворенность своей жизнью. В эмпирических социологических исследованиях обычно измеряются когнитивные компоненты фиксированных Д., включая иногда когнитивные отражения эмотивных компонентов этих Д. и поведенческих компонентов предполагаемых актуальных Д.
Социологический справочник. — К.: Политиздат Украины. Под ред. В. И. Воловича. 1990.